Мониторинг для строительной техники

GPS мониторинг для строительной техники

В одной из своих статей я уже рассказывал, как исторически не задался GPS-мониторинг у белорусских строительных компаний и на какой суровый саботаж и варварство способны наши водители спецтехники.

Затем был небольшой период "оттепели", и те компании, которые доверились нам, начали получать сначала точное местоположения техники, контролировать топливо, анализировать заправки и сливы. Нам тогда особенно было интересно подключать бетономешалки, в которых мы замеряли факт, длительность и направления вращения. А вот для клиентов очень популярным оказался подсчет количества сделанных рейсов между геозонами (карьер — объект) с контролем чистоты прохождения этого маршрута.

Очень интересное и довольно уникальное решение мы придумали совместно с одной строительной компанией для контроля реального рабочего времени и реальных моточасов на объекте. Мы замеряли обороты двигателя и тем самым не просто учитывали моточасы, но считали моточасы при разной нагрузке, с разным коэффициентом умножения и… потом мы пошли еще дальше и замерили даже реальный расход топлива при разных режимах работы техники.

Получилось очень эффектно и показательно, потому что сразу стало понятно, что реальные нормы расхода топлива очень сильно отличаются от тех, которые считаются номинальными, прописаны в тех. паспорте и которые использует бухгалтерия для списания топлива.

Мы даже сделали отдельное web-приложение для визуализации всех этих данных в виде сводной таблица, а когда на Wialon обновился конструктор отчётов и добавилось много полей, связанных с анализом времени и эффективности (например отношение полезной работы к общему рабочему времени или отношение рабочего времени к дневной норме) — мы весь свой опыт быстро перенесли туда и интегрировали с основными данными системы мониторинга.

Так в чем же основная проблематика и суть?

Всё просто: особенность строителей в том, что их техника очень мощная, а значит, оснащена мощными двигателями, а мощность они получают из топлива :)

В то же время строительную технику часто сдают в аренду, арендатор оплачивает её по часам или дням, а ЗП водителей также привязана к моточасам.

Ну и... услуги строительной техники стоят недёшево, поэтому при строительстве "загородных усадеб" все так и норовят сделать себе на даче септик, разровнять участок, выкопать погреб или гараж, привезти песка или увезти землю и мусор максимально дёшево... тем самым провоцируя водителей на "халтуру" и "левые рейсы"

Собственно, вокруг этих трёх сосен (время работы, топливо, контроль маршрутов) и вращается наша польза для этой отрасли.
Но в каждом из аспектов есть свои нюансы и особенности.

И про них мы расскажем чуть позже отдельно, а здесь я бы хотел еще раз в общих чертах подсветить проблематику и варианты её решения.

Проблемы, с которыми сталкиваются строительные компании

1. Строительные объекты располагаются часто далеко или в очень неудобных (еще разрабатываемых) местах.
Поэтому ездить с проверками и лично контролировать не очень удобно и иногда откровенно неприятно. Плюс пока доедешь или дойдёшь, про твой визит уже все узнают.

2. За счет больших (немного завышенных) заводских норм у водителей всегда остаётся "лишнее" топливо. И понятно, что с ним делают.
А так как доказать этот "излишек" трудно + никогда точно неизвестно, сколько работы было выполнено (насколько точно тяжелый груз и сколько раз перемещался) - полностью отсутствует объективная картина.

3. Водителям платят чаще всего за время (а не за результат)
Как итог они могут обманывать, делая вид, что работают, держа технику на холостом ходу или даже на повышенных оборотах, типа работают (у нас даже был случай, когда водители зачем-то клали кирпич на педаль газа, имитируя тем самым работу).

4. Ресурс техники не безграничен + необходимо регулярно проходить ТО, которое зависит от времени работы.
Более того, насколько мне известно, показания счётчика моточасов является достаточно важным критерием при покупке и продаже данного вида актива.
Таким образом нецелевая бесполезная работа - это прямой ущерб.

5. Проблема левых рейсов и "халтуры" — это на самом деле проблема.
И без GPS "словить" своего водителя получится скорее случайно или очень хитро его проверяя и даже выслеживая. Поэтому реальное местоположение техники и точная история её перемещения — это также очень важная задача.

Как мы помогаем

Мы показываем реальные данные и реальные факты.
В первую очередь это местоположение, истинное время работы, уровень топлива в баке, потраченное топливо во время работы и за любой период в принципе.
У нас факты — не надо ничего предполагать и гадать).

У нас есть уведомления и отчеты, позволяющие выявить наиболее популярные махинации
Чаще всего это - рабочее время, топливо и попытки скрыть местоположение.

Мы можем сделать электронный путевой лист
Это позволяет автоматически заполнять сводку по работе техники за день/неделю/месяц или любую другую отчётность.

Мы можем настроить интеграцию данных с 1C
Или настроить для диспетчера или механика специальный Excel-файл для проверки данных, которые приносят водители для расчета своей ЗП.

У нас есть много различного дополнительного оборудования для контроля специфической работы техники
Из популярного: поднятие и опускание кузова, вращение барабана автобетоносмесителя, поднятие и опускание ковша, стрелы, отвала, манипулятора и т.д.. Про все это мы рассказываем подробнее в отдельной статье.

Для надёжности и 100% получаемых данных — любое наше решение можно дополнить видеомониторингом
Данная опция позволяет, например, быть в курсе, что делает или делал водитель в кабине и/или что происходит снаружи техники.
Это можно видеть онлайн или в записи.


Подводя итоги

К сожалению, из практики, получается так, что работа в строительных компаниях построена таким образом, что механики (а иногда ребята повыше, вплоть до топ-менеджеров) сами не заинтересованы во внедрении какого-либо контроля, и мы много раз сталкивались с такими ситуациями.

И что тогда делать собственнику или генеральному директору?

Можно просто верить или периодически проверять очно, ориентироваться на нормы, искать несовпадения в данных от водителей.

Можно вообще оставить все как есть: бизнес же работает, деньги ведь есть... плюс нужно поддерживать лояльность и вовлеченность водителей (чтобы не ушли и не разбежались)... и ежемесячный (правда не совсем неконтролируемый) бонус, который при этом ложиться в "затратку" (уменьшая налоговую базу) — это вполне еще неплохой вариант.

Но для тех, ценит свои деньги, бережёт свои активы, хочет контролировать чистоту своих рабочих процессов и не хотел бы, чтобы его обманывали — у меня есть хорошая новость: внедрение нашей системы в вашей отрасли окупается, в среднем, меньше, чем за неделю.

И именно поэтому я считаю, что в этой отрасли нас еще не до конца оценили.