Евгений Глазов
Система мониторинга как инструмент профилактики страховых случаев в грузоперевозках
С какими страховыми случаями на практике сталкиваются клиенты? Какие меры предупреждения существуют, и есть ли инструменты для оперативного реагирования? Рассказываем о том, как современные системы мониторинга могут предотвращать наступление страховых случаев.
Обзор текущей ситуации
Прежде, чем рассказать о решениях проблемы, сперва хотим ознакомить вас с актуальной картиной по нападениям и похищениям грузов.

На диаграмме представлено ежегодное количество зарегистрированных обращений (страховых случаев) согласно Ассоциации по защите перевозимых грузов (TAPA) по региону Европа, Ближний Восток, Африка (EMEA), а также цифры прироста в процентах (рис.1).

Реальное количество значительно больше, так как далеко не каждый случай передаётся в соответствующие органы.
Диаграмма, на которой отражено ежегодное количество страховых случаев согласно ТАРА
Рис. 1 Зарегистрированные обращения согласно TAPA 2014-2019 гг.
Как видно на диаграмме, с каждым годом количество инцидентов увеличивается, значительные приросты зафиксированы в 2016 и в 2019 годах.

За 2019 год в сравнении с 2018 количество преступлений в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) увеличилось на 114,7%, сумма потерь в евро превысила 137 миллионов, и эта цифры стали рекордными за 23 года существования ассоциации, что делает вопросы безопасности перевозки всё более и более актуальными.
Мы можем выделить некоторые интересные тенденции:
  • За последние 5 лет с каждым годом количество хищений грузов растёт.
  • В 3-4 кварталах 2019 года возросло количество нападений на легковые машины служб доставки, которые поставляют товары от склада конечному потребителю.
  • Россия лидирует по количеству зарегистрированных инцидентов в категории "Интеллектуальные кражи" (интересные и креативные варианты мошенничества).
  • За 2019-2020 годы значительно возросло количество инцидентов с проникновением посторонних (чаще всего мигрантов) в прицепы ТС.
  • Нидерланды лидируют по количеству зарегистрированных инцидентов с разрезанием тентов, что происходило, как правило, на стоянках в ночное время. Например, был зарегистрирован случай, когда на одной парковке за одну ночь было вскрыто 26 тентов.
Всё больше нападений совершается на небольшие авто во время развоза от склада до финальной точки назначения, так называемое last mile delivery. Согласно данным TAPA за 2019 год наибольшее число хищений пришлось как раз на данную категорию транспортных средств. Поэтому стоит обращать внимание на безопасность не только больших гружёных тягачей, но и маленьких автомобилей.

Есть и сезонные пики: наибольшее число нападений зарегистрировано в период подготовки к большим глобальным и локальным праздникам (рис.2). А если рассматривать дни недели — это среда/четверг (рис.3).
Топ 10 стран региона EMEA с наибольшим количеством зафиксированных инцидентов за 2014-2019 годы: Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Испания, ЮАР, Россия, Бельгия, Румыния и Италия.

В 2019 году место Румынии заняла Швеция, и на эти 10 стран пришлось 94,4% всех зарегистрированных случаев, а в лидеры по количеству инцидентов в регионе вышла Германия с приростом в 1945% к прошлому году. Да, эта цифра реальная!

Какие же грузы относятся к наиболее похищаемым? Понятно, что покушаются на наиболее ликвидные товары. К ним относятся: табачные изделия, продукты питания и напитки, мебель и товары для дома (рис.4).

Касательно географии, инциденты регистрируются во всех частях региона: нет абсолютно защищённых мест. Преступления совершаются повсеместно.
Кража груза — круговая диаграмма
Рис. 4 Наиболее похищаемые категории грузов за 2019 г
Сколько это в деньгах?
Правдивая история в цифрах за октябрь-ноябрь 2019 года представлена в таблице.
*C полной статистикой можно ознакомиться в материале на сайте TAPA.
Статистика "интеллектуальных краж" за 2019
Под интеллектуальными кражами мы подразумеваем махинации с документами или обман водителя. Это более характерно для России и стран СНГ. Примеры и статистику можно увидеть ниже. Грузы совершенно различные, и локации — также.
  • В России такие кражи составили 93% от всех преступлений в сфере грузоперевозок, причём география не ограничивается одним-двумя регионами.
  • Самая крупная сумма хищения в этой категории за 2019 составила €700,000, а минимальная — €107,236.
  • 5 и 20 ноября в Москве с 3-х складов по фальшивым документам были отгружены партии обуви и одежды на сумму €177,316.
  • 6 ноября с другого склада в Москве произошла отгрузка стороннему лицу 20-ти тонн алкогольной продукции на сумму €56,802.
Общая сумма потерь за год только в этой категории составила € 3,379,358.

Здесь стоит обратить внимание, что транспортные биржи не могут гарантировать надёжность и добросовестность контрагентов, размещающих на них заказы. Поэтому ответственность в данном случае ложится на перевозчика и экспедитора.
О потерях
Вы можете возразить "У нас же есть страховка!?". И будете правы. Но базовое CMR- страхование не защищает от некоторого вида потерь. У нас есть собственная их классификация, детали можно увидеть на рисунке 5.

Страховые смогут возместить вам только прямые потери, но не всегда в полном объёме. При CMR-страховании возмещение происходит по стандартной ставке она не может превышать 8,33 SDR за 1 кг веса брутто, что составляет примерно 11,35 доллара США. Значит, если стоимость груза в расчёте на 1 кг превышает данную цифру, и груз отдельно не застрахован, страховая выплата не покроет убытки от его потери.
Классификация потерь в сфере грузоперевозок от Wialon Operator
Рис.5 Классификация потерь в сфере грузоперевозок от Wialon Operator
Потери перевозчика или экспедитора:
  • денежные средства изымаются из оборота;
  • задержка платежей;
  • временная блокировка машины (даже если это 3 дня, пока работает полиция — гарантированное опоздание на разгрузку);
  • изменение маршрута (через ближайший таможенный пункт в случае вскрытия), как следствие увеличение срока доставки либо дополнительные затраты на использование другого транспортного средства;
  • длительный срок расследования.
      Потери грузовладельца:
      • возмещение только по стоимости первоначальной отгрузки и по стандартной ставке CMR-страхования;
      • вложенные деньги в товар;
      • потеря возможной прибыли из-за срыва сроков (например, если "новогодний" товар доставлен не вовремя).
          Превентивные меры с использованием GPS мониторинга
          На левом рисунке изображены всевозможные виды угроз для тягача, а на правом — способы защиты, которые мы можем предложить. Судя по картинке, самое безопасное место в тягаче — это днище. Но и с ним бывают вопросы :)
          Кейс 1 "Хищение со стоянки"
          У водителя во время отстоя на охраняемой стоянке, пока он спал, было украдены коробки с обувью. Охранник стояки в момент хищения был не на месте.
          Что можно было сделать?
          • Выбрать наиболее безопасное место стоянки.
          • Создать "Черный список" стоянок.
          • Настроить уведомления об остановке в потенциально опасном месте и вскрытии.
          • Установить датчик открытия дверей и сигнализация (для РЕФ).
          • Приобрести электронный замок (пломбу).
          • Воспользоваться кнопкой SOS в салоне водителя с уведомлением на почту и в мессенджер (например, Telegram).
          • Создать уведомление о том, что водитель доехал до необходимой безопасной стоянки (геозоны).
          Отображение безопасных стоянок на карте
          Рис. 8 Безопасные стоянки по маршруту с ресурса truckparkingeurope.com
          На рисунке 8 вы видите пример того, как можно искать стоянки, оборудованные дополнительными средствами для обеспечения безопасности: видеокамеры, круглосуточная охрана, дополнительное освещение.

          Современные системы мониторинга позволяют отображать такие парковки в виде, геозон, точек на карте, пунктов маршрута для водителя.

          В качестве превентивной меры, можно отслеживать действительно ли водитель останавливается на наиболее защищённых парковках, либо в целях экономии пренебрегает мерами безопасности.
          Кейс 2 "Интеллектуальные кражи"
          После загрузки водителю звонит "представитель клиента" и сообщает, что адрес выгрузки изменился, и нужно ехать в другое место. Водитель поверил, поехал, и разгрузился.
          Что можно было сделать?
          • Настроить уведомление об уходе с маршрута либо о выезде за пределы региона.
          • Разрешить подтверждение изменений маршрута строго в переписке в закрытой системе.
          • Создать "Уведомление об открытии двери" + текущий статус авто ("в движении").
          • Использовать сервис "Локатор".
          Кейс 3 "Нападение на водителя"
          Во время отстоя организованная группа вскрывает дверь тягача, силой заставляет водителя покинуть автомобиль, уводит авто.
          Что можно было использовать?
          • Кнопку SOS в авто или "тревожный брелок" у водителя в кармане.
          • Фиксацию сработки сигнализации в кабине с уведомлением диспетчеру или колонному.
          • Размещение резервного скрытого автономного трекера в автомобиле.
          • Уведомление о преждевременном выходе из разрешенной геозоны (стоянки).
          Виды уведомлений в системе мониторинга Wialon
          Рис. 9 Разные виды уведомлений в системе мониторинга Wialon
          Кейс 4 "Форсаж" или взлом на ходу
          Пока фура находится в движении, одно авто занимается отвлечением водителя, из второго злоумышленники по ходу движения проникают в прицеп и вытаскивают коробки с грузом.
          Что можно было использовать?
          • Датчик открытия двери на ходу.
          • Фиксация сработки сигнализации.
          • Камеры с обзором вдоль борта автомобиля с записью информации в память.
          • Независимые GPS-маяки в товаре (паллете).
          Грузовладельцу
          Если вы не перевозчик, а грузовладелец, и все предыдущие примеры предупредительных мер для вас оказались не совсем актуальны, следующий список для вас. Ведь вам также выгодно, чтобы груз прибыл вовремя и без повреждений!
          Вы можете:
          • требовать от перевозчика доступ на просмотр движения своего груза на время перевозки;
          • при перевозке грузов, требующих специальных условий, просить предоставление онлайн-данных, например, об установленной в рефе температуре и режиме работы холодильной установки;
          • независимо контролировать местонахождение своего груза, прицепа или контейнера с помощью независимого GPS-маяка или закладки.
          Основные выводы:
          • С каждым годом количество хищений грузов в Европе ощутимо возрастает.
          • Водитель может легко испортить и обесценить отличную работу финансового директора, который выбрал отличную страховку, и логиста, который грамотно спланировал поездку.
          • Далеко не все неприятности являются страховыми случаями.
          • Даже при страховом случае далеко не все расходы покрываются страховкой.
          • Расследование страховых случаев может затянуться, и за это время и перевозчик, и грузовладелец могут нести косвенные убытки.
          • Современные системы мониторинга дают возможность снизить риски страхователей, улучшив online-контроль и предоставляя возможность оперативно реагировать еще до наступления страхового случая.
          • Если Вы экспедитор, Вы можете видеть всех своих перевозчиков онлайн, и в одном месте (системе).
          • Если Вы логист, Вы всегда можете видеть, где находится транспорт.
          • Если Вы грузовладелец, Вы всегда можете организовать дополнительный контроль за сохранностью своего груза.
          • Если Вы представитель страховой компании, то всегда можете рекомендовать своим клиентам меры профилактики, которые позволят снизить риски наступления страхового случая, тем самым сохранив бюджет страховых выплат.
          ! Затраты на превентивные меры всегда значительно ниже потерь (прямых и косвенных)
          при наступлении страхового случая.

          Теперь вы знаете! ;)